Воскресенье, 19.05.2024, 00:04

Мой сайт

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Декабрь » 8 » Игры с мячом
22:26
Игры с мячом

 

Обычно мяч рассматривают в основном как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности этой игрушки далеко не исчерпываются этим. Мяч может способствовать развитию не только физических, но и многих психических способностей. Прежде всего, это общение и способность принимать и отдавать, выпускать и удерживать мячик. Обхватывать и удерживать маленькие круглые предметы ребенок научается в 4-5 месяцев, а выпускать их, «бросая» на пол, – в 7-8 месяцев. К выпусканию из рук (скатывание по наклонной дощечке) к 1 году добавляются броски в произвольном направлении.
Основная цель следующих игр – научить ребенка обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться орудием (палочкой, клюшкой, молотком) для толкания, закатывания.
Для детей от 1 года до 2 лет интереснее просто скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Для детей постарше задание можно усложнить, побуждая закатывать мяч в определенной ширины воротца, ямку или забрасывать его в корзину, передавать мяч точным броском руками или клюшкой кому-то из группы ребят. Выделите для этих игр свободный уголок, где ребенок мог бы передвигаться без опасения наткнуться на углы или зацепить ногой коврик. Расположите в приготовленном месте мячики разного размера, изготовленные из разных материалов (воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, клубки из ниток). Для более сложных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, большие деревянные кубы и дощечку для изготовления горки или скамеечки, под которой, как под воротцами, можно прокатить мяч определенного размера. Высоту скамеечки можно регулировать с помощью набора строительных кубов.
Постепенно из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения.
Способность принимать и отдавать мяч как действие становится основой для социальной способности принимать и отдавать. Важно обращать внимание на свое внутреннее состояние, настроение с каким мы взаимодействуем в игре с детьми – как мы катим или бросаем. Дети внутренне сопереживают нашему жесту – небрежному или аккуратному. И даже если не получается, внутренне ребенок стремится воспроизвести именно наш жест.
Игры с мячом для дошкольников лучше сопровождать стихами или напевами, которые задают определенный ритм. Таким образом, мы вовлекаем ребенка в плавное непрерывное движение, ненавязчиво, без объяснений, задавая некую форму и порядок.
Перейдем к конкретным играм. Уже в 1,5-2 года можно использовать игру «Солнышко». Опишем её подробнее.
Солнышко
Берем мяч такого размера, который удобно ловить и катить двумя руками (диаметром 12-15 см). Садимся с ребенком напротив друг друга, разведя ноги в стороны – у каждого получается свой «домик». Стопы рядом сидящих примыкают друг к другу. Таким образом мы ограничиваем пространство движения мяча. Мячик в ладонях взрослого покачивается из стороны в сторону с песенкой на произвольный мотив:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к Ване заходит
(мячик катится к Ване),
И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме),
И к Ване заходит,
И к маме заходит…
(повторение неограниченно – закрепляет направленное катание по полу).
К 2 годам, можно расширить компанию играющих и включить в нее других взрослых или взрослых с детьми. Хорошо играть в компании нескольких мам с детьми. Тогда сажаем ребенка перед собой, спинкой к себе, «открываем двери» для солнышка и вместе катаем его ручками малыша. Если малыш взял в ручки мяч и не хочет с ним расставаться, то после «и к Ване заходит» снова начинаем песенку, баюкая солнышко:
По небу солнце ходит
И в домики заходит.
И к маме заходит…

Обычно все идет гладко. Если кто-то из детей выбрасывает мяч из круга или не отдает, то можно его поправить, сохраняя образ солнца: «О солнышко к нам еще не заглянуло. К кому оно теперь протянет свои лучики? К Олегу, наверное». После чего продолжить пение.
Игра очень нравится детям, она не утомительна и может продолжаться очень долго. Лет в 5 дети самостоятельно начинают играть в нее. Музыкальность исполнения вносит покой и размеренность. В большой группе важно, чтобы ребенок имел время сам решить, кому он отправляет мяч (можно увидеть некоторые симпатии и предпочтения, открытость или замкнутость).
С детьми постарше можно использовать более сложный вариант, например, предварительно спрашивать у них, кому они хотят отдать мяч и поощрять их попытки отправить его точно «по адресу». Можно сопровождать это занятие стишком:
Мячик катится домой,
Ты поймай его рукой. 

Аналогичные игры можно организовать за столом, используя маленькие резиновые мячи, мячики для пинг-понга, матерчатые, ватные мячи или шерстяные клубки.
С 3 лет можно передавать мячик по кругу из рук в руки под музыку или пение и останавливаться, как только музыка остановится. 
Яблочко 
Игра доступна детям не ранее 3,5-4-х лет. Детям 3-х лет эта игра еще не понятна, а 4-5-летки вполне могут удерживать в тайне местоположение мячика и ждать своей очереди.
Взрослый садится и своим примером предлагает детям сесть. Все сидят на полу или на стульчиках в кругу. Водящий закрывает ладонями глаза и кладет голову на колени. Мячик-яблочко передается из рук в руки перед собой, а для 6-летних – за спиной, с песенкой на произвольный мотив: 
Катись-катись яблочко,
Ты катись, румяное.
Ты катись, катись,
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись! –
в этот момент мячик останавливается у кого-то в руках. Все прячут руки за спину. Песенкой же приглашают водящего угадать, у кого прячется яблочко:
Поднимись и посмотри,
Яблочко в игру верни! 

Водящий, ходя внутри круга, просит кого-то показать ручки. Каждый спрашиваемый должен показать обе ручки. Для младших детей количество угадываний может быть неограниченным, тот, у кого было яблочко, становится водящим. Для 6-леток вводятся дополнительные правила: найти яблочко за 3-2-1 раза; если водящий не угадал, то он остается водящим еще на один кон.
Дети школьного возраста с удовольствием продолжают играть, сами придумывая новые правила. 
Мячик, не падай! 
После того как ребенок научился ловить катящийся по полу мяч (2-2,5 года), можно попробовать более сложный вариант занятий – ловить мяч на лету в положении сидя и стоя (от 3-х лет). Для этих занятий нужно подбирать мяч такого размера, чтобы ребенок легко мог обхватить его двумя руками (диаметром 15 – 20 см). Лучше использовать пластиковые надувные мячи. Взрослый бросает мяч каждому из детей, просит их вернуть ему мяч или передать мяч кому-то из детей. Можно перебрасывать мяч по кругу.
Вариант этой игры – «Летящий мяч»: взрослый бросает мяч каждому из детей, после чего мяч всякий раз возвращается взрослому. 
Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его,
И снова мне бросай. 

Более сложным вариантом является игра с воздушным шариком, в одиночку и в группе. Ребенок подкидывает шарик или дети перебрасывают его друг другу руками, не давая упасть. 
Закати мяч в ворота
Эта игра имеет широкий возрастной диапазон: от 2-х лет и много старше. Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии стульчики или кубы из строительного материала) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т.е. помещая детей все дальше от ворот, можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. 
Вариантом этой игры может быть «туннель»: скамейка, под которой можно прокатывать мяч, накрывается большим куском ткани или покрывалом, образует туннель (можно использовать стулья, поставив 2-3 в ряд). Взрослый встает на коленки с одной стороны туннеля, ребенок – с другой и перекатывают мяч друг другу. В идеале мяч проходит через двое ворот.
После 5 лет игру можно преобразовать, сделав большие ворота и поставив в них «вратаря», который будет пытаться поймать или отбить мяч. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, палкой). Размеры мяча и палки (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по полу.
Другой возможный вариант - на участке закатывать мяч в ямку руками, ногой или клюшкой. 
Мини-баскетбол
3-4-летнему ребенку можно предложить также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола (корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.). Для этого хорошо подходят непрыгучие мягкие мячи и шерстяные клубки. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. С 6-ти лет дети могут самостоятельно играть в парах. Для этого варианта игры подходят и прыгучие мячи. 
Мой веселый звонкий мяч
С 4-х лет взрослый может показать ребенку следующую игру: бросать мяч об пол или стенку и ловить его двумя руками, приговаривая «Мячик, мячик, поскачи!» Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.
К 6 годам ребёнок может вести мяч рукой об пол одной или двумя руками, сопровождая удары стихом (С. Маршак): 

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлопал,
Ты скакал и громко топал,
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все. 
Эту игру дети должны многократно видеть в исполнении взрослого или более старших детей, чтобы прочувствовать ритм движения. Постепенно они смогут, сами себе приговаривая, осваивать ведение мяча. 
Съедобное - несъедобное
Игра для детей с 6-ти лет. На земле короткой чертой обозначается кон, где стоит водящий и длинной чертой обозначается стартовая линия для играющих. Для начала пространство между ними можно разметить линиями с интервалом в маленький детский шаг (20-25 см) для удобства продвижения. Для игры нужен мяч средней величины.
Водящий встает за линию кона, играющие в шеренгу за линию старта. Каждому играющему по очереди водящий бросает в руки мяч, называя предметы и явления живой и неживой природы (облако, береза, торт, крокодил, компот и т.д.) Играющий, сообразив пока летит мяч, съедобное это или нет, должен поймать или не поймать (отбить от себя) мяч. Если верно – игрок делает шаг вперед, в сторону кона. Если неверно остается на месте. Водящий бросает мяч следующему. Побеждает и становится ведущим тот, кто первым доберется до кона. 
Мяч летает через сетку
Покажите детям старше 6-ти лет, что мяч можно не только забрасывать в корзинку или другие емкости, но и перебрасывать друг другу через сетку (или натянутую веревочку): один ребенок бросает мяч, а другой его ловит и возвращает обратно. Если веревочка натянута высоко, то можно играть по-другому: каждый ребенок бросает мяч через веревочку и, пробегая под ней, ловит его с лета. За успешно пойманные мячи можно давать очки, таким образом, дети могут соревноваться.
Вышибалы
Для игры нужен нетяжелый прыгучий мяч, размером с футбольный (диаметр 20-25 см). Играют 3, 4 и более человека. Двое становятся напротив друг друга на расстоянии 5-8-10 метров (в зависимости от силы броска).
Я знаю пять имен…
Игра для детей 6-7 лет. Играть может 1-2 или больше человек. Игрок в ритме текста стучит мячом об пол или землю и при этом, не запинаясь, называет подряд: пять имен, названий фруктов, овощей, городов, явлений природы – дальше дети придумывают самостоятельно (например, пород собак или марок машин и т.п.) Если за один заход ребенок не сбился в действии и движении, то он переходит к следующей серии названий (без перерыва). Выбор следующей группы названий принадлежит тому, кто идет впереди. Остальные игроки переходят от одной группы названий к другой в том порядке, который задал лидирующий. 
 

Просмотров: 96 | Добавил: alfia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar